ТЮРКСКИЕ РОДОПЛЕМЕННЫЕ ТАМГИ

В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ.

 

При создании новых гербов городов и сел рекомендуется придерживаться принципа историзма, что предусматривает использование знаков, которые употреблялись в прошлом конкретными селениями в гербах или на печатях [Ґречило, 1998, с. 148-149].

К историческим знакам, которые могли бы составлять основной элемент новых гербов, следует отнести также установившиеся веками тамги татарских и ногайских родов и племен, основавших почти все современные селения в степном и предгорном Крыму [Бушаков, 1992], Северном Присивашье [Скальковский, 1867], прежних Мелитопольскому и Бердянскому уездах [Сергеев, 1912] и в Буджаке [Баскаков, 1964].

Имеется немало примеров использования тамг в геральдике (см. [Лебединский, 2000]). Гербом Украины стала родовая тамга киевских князей, а гербовым символом крымскотатарского народа служит тарак-тамга ханского рода Гиреев (рис. 1). Крымские караимы избрали себе герб в форме геральдического щита с изображениями знаков «сенек (деревянные вилы)» (рис. 2) и «калкан (щит)» (рис. 3), заимствованных с мраморной плиты, вмурованной неизвестно когда и кем над воротами восточной башни города-крепости Чуфут-Кале (этой плиты не видно на картинах “Пещерный огород Чуфут-Кале” и “Кладбище в Иософатовой долине близ Чуфут-Кале” художника Карло Боссоли (1815–1884); не упоминает о ней и Серая Шапшал [Шапшал, 1895]). В гербе Республики Ингушетия использован тамгоподобный солярный знак, символизирующий «вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего». Тамгоподобный солярный знак, встречающийся на древних каменных скульптурах, помещен в верхней части герба Республики Хакасия.

При переходе кочевников к оседлости названия их аулов сначала означали не селение, а самих жителей, которые селились по родоплеменному принципу. Со временем имя рода или племени (гено- или этноним) превращалось в название селения (ойконим). Поэтому почти во всех первичных исторических ойконимах вышеназванных регионов отражены ногайские и татарские родоплеменные имена.

В крымской исторической ойконимии представлены такие распространенные в тюрко-монгольской этнонимии гено- и этнонимы: абаклы (рис. 4), алач (рис. 5), аргин, ас (рис. 6), ачамайлы (рис. 7), бодрак (рис. 8), буйтень, бурлак, даир, джайтамгалы (джай-тамга изображает лук – рис. 9), джалаир (рис. 10), дулат, дюрмен (рис. 11), иргаклы (рис. 1, 12), ишунь ~ уйшунь (рис. 13), канлы (рис. 14), катаган (рис. 15), кенегез (рис. 16), кереит (рис. 17), керлеут, кипчак (рис. 18), киргиз, кырк (рис. 19), китай (рис. 20), кият, кирей (рис. 21), конрат (рис. 22), мангит (рис. 23), меркит, мин, месит, найман (рис. 24), сиджеут (рис. 25), тама (рис. 17), токсаба, туркмен (рис. 26), унгут, чюют, яшлав и многие другие (см. [Списки населенных мест]).


 

 

 

 

 

Присивашское село Владимировка в Херсонской обл. расположено на месте бывшего ногайского аула Тугарек, а у караногайцев имеется родовая тамга  О «тоьгерек (круг)».

Соответствующие этноойконимам тамги тюркских родов и племен представлены в работах [Тынышпаев, 1925; Баскаков, 1940, c. 132-135, 138-140; Керейтов, 1999].

Известны изображения тамг татарских бейских родов аргин (рис. 27), кудалан-яшлав (рис. 28), ширин (рис. 29) в Крыму (см. [Лашков, 1890; Лашков, 1897].

Определить первичные тюркские названия крымских поселков можно по указателю [Указатель новых и старых наименований населенных пунктов Автономной Республики Крым // Административно-территориальные преобразования в Крыму 1783–1998 гг. Справочник. Симферополь, 1999].

Использование родоплеменных тамг родов и племен, основавших соответствующие селения, является актуальным для Крыма в связи с неотложной необходимостью возрождения


 

исторической ойконимии, стертой сталинским режимом с карты полуострова после депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года.

ЛИТЕРАТУРА

Баскаков Н. Ногайский язык и его диалекты. – Москва; Ленинград, 1940.

Баскаков Н. Родоплеменные названия кипчаков в топонимии Южной Молдавии // Топонимика Востока. – Москва, 1964

Бушаков В. Тюркская этноойконимия Крыма. АКД. – Херсон, 1992.

Ґречило А. Українська міська геральдика. – Київ; Львів, 1998.

Керейтов Р. Этническая история ногайцев (к проблеме этногенетических связей ногайцев). – Ставрополь, 1999.

Лашков Ф. Архивные данные о бейликах в Крымском ханстве. – Симферополь, 1890.

Лашков Ф. Исторический очерк крымскотатарского землевладения; Сборник документов по истории крымскотатарского землевладения. – Симферополь, 1897.

Лебединський Я. Тамги, або степова «геральдика» // Знак. Вісник Українського геральдичного товариства. – 2000. № 22.

Сергеев А. Ногайцы на Молочных водах (1790-1832): Исторический очерк // Известия Таврической ученой архивной комиссии. – 1912. № 48.

Скальковский А. О ногайских колониях Таврической губернии // Памятная книга Таврической губернии. Вып. I. – Симферополь, 1867.

Списки населенных мест Российской империи. Т. XLI: Таврическая губерния. – Санкт-Петербург, 1865.

Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. – Ташкент, 1925.

Указатель новых и старых наименований населенных пунктов Автономной Республики Крым // Административно-территориальные преобразования в Крыму 1783–1998 гг. Справочник. – Симферополь, 1999.

Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. Краткий очерк. – Санкт-Петербург, 1895.

* Доклад был почитан на XII Научной геральдической конференции (24-25 октября 2003 г., г. Львов).


 

 

Hosted by uCoz