Гайнутдин Ахмеров.
ТЕПТЯРИ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ1
Член Оренбургского Магометанского духовного собрания Ризаутдин Фахретдинов, пользующийся среди мусульман округа сего Собрания репутацией образцового писателя и историка, познакомившись с содержанием напечатанного в XIX томе "Известий Общества археологии, истории и этнографии" очерка "О языке и народности мишарей", написал мне, как автору этой статьи, письмо с выражением своего удовольствия за такое научное исследование о мишарях. В этом письме татарский ученый между прочим коснулся и тептярей — в следующих фразах: "Между мусульманами есть еще народность, известная под именем "тептярей". Интересно знать — населяют ли они правые берега Волги и Камы, на левой же стороне их очень много. Большинство мусульман Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний суть тептяри, общее число которых не менее числа башкир и мещеряков. Было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь с усердием принялся за подобное же исследование и о тептярях. Несколько лет тому назад некто Рыбаков (профессор, или кто другой) в путевых записках своих хотя кое-что и сообщил о тептярях, но сообщения его не заслуживают вероятия, так как в подтверждение своих слов никаких данных не приводит2. По мнению некоторых, тептяри происходят от древних булгар, а иные утверждают, что это — казанские выходцы, переселились по взятии Иоанном Грозным Казани. Уже сам достоверно не знаю."3
Летом 1906 года мне пришлось жить несколько месяцев среди инородцев мусульман Уфимской губернии, где я поближе познакомился с тептярями и, помня письмо ученого муллы Фахретдинова, стал собирать о них историко-этнографические материалы, что послужило началом настоящих исследований. Ранее я был знаком и с тептярями Вятской губернии (в уездах Елабужском и Сарапульском), где некоторое время прослужил учителем инородческой школы.
Цель настоящих исследований — не этнографическое описание тептярей в различных отношениях, а лишь желание внести в этнографическую литературу некоторый материал для
решения спорного вопроса о народности тептярей, о происхождении их названия, об отношении их к тем или другим инородцам Поволжья и прочих.
В пяти смежных губерниях Восточной России — Уфимской, Оренбургской, Пермской и Самарской, среди башкирского населения издавна проживают особые башкирские припущенники, известные у башкир и в официальных грамотах под именем "тептярей". Огромное большинство их исповедует ислам, очень немногие полуязычники4. Язык первых — татарский и имеет большое сходство с наречием казанских татар, с небольшою примесью слов из башкирского наречия. Вопрос о происхождении тептярей — мусульман, за отсутствием исторических указаний на это, до сих пор достаточно не выяснен и продолжает быть спорным. Сами тептяри считают себя тюрками, соседи — мусульмане признают их также тюрками, русский народ, не отличая тептярей от прочих мусульман, называет их вообще татарами. А специальные исследователи о тептярях производят их от различных народностей тюркских и финских, например:
Миллер3 считает их смесью чуваш, вотяков, татар и черемис;
Шиле6...................................чуваш, татар, черемис и мордвы;
Рычков7................................чуваш, вотяков и татар;
Черемшанский*....................чуваш, вотяков и мещеряков;
Небольсин9............................чуваш, вотяков и мещеряков;
Городской10...........................вотяков, татар и черемис;
Кеппен".................................чуваш, вотяков, татар и черемис;
Всеволожский12......................чуваш, татар и черемис;
Рыбаков13...............................русских беглых, крестьян, солдат,
татар, чуваш, башкир и мещеряков.
Рыбаков говорит, что существует несколько мнений о происхождении и составе этого народа (тептярей).
Так Уйфальви думает, что тептяри могли произойти от скрещивания башкир с татарами. По Георги тептяри образовались из беглецов, искавших убежища в горах после падения татарского царства в Казани, и составные элементы этого нового народа образовались из вотяков, черемисов, чувашей и татар14.
Никто фактически не доказал, когда и откуда первоначально вышли тептяри и в силу каких исторических причин рассыпались по всей Башкирии.
Загадочно и то, каким образом этот многочисленный народ незаметно для истории мог так быстро отатариться или обаш-кириться, как утверждают другие.
Литература о тептярях довольно бедна; никто их тщательно не исследовал в различных отношениях. Остается неизвестным до сих пор и происхождение названия "тептярь". Кроме некоторых неудачных по этому вопросу справок Небольсина я не встретил истолкования этого термина ни в одном из виденных мною описаний о тептярях15.
I
О происхождении названия "тептярь"
Черемшанский в своем "Описании Оренбургской губернии" говорит, что "откуда заимствовано это название и как оно характеризует разноплеменную массу народа, неизвестно16".
Единственным и довольно интересным разысканием о происхождении названия "тептярь" являются справки Небольсина17, которые приводятся здесь целиком.
"Что за слово "тептярь" — доселе неизвестно. Предшествовавшие мне исследователи утверждали, что "тептярь" — башкирское слово, переводимое русским словом "бобыль", бедный человек. Но все расспросы мои об этом, как у башкирцев, так и у специальных знатоков тюркских наречий, привели меня к тому конечному выводу, что слова "тептярь" нет ни в одном из наречий турецкого языка. Высокостепенный Абдул-Вахит Сулейманов, по вере — татарин, по племени — мишар, по званию — тархан, по сану — муфтий Оренбургский, стараясь как-нибудь вывести происхождение слова "тептярь" из татарского языка, мог ограничиться приведением двух производств. По ним открылось, что в татарском языке действительно существует одно слово, по звуку близко подходящее к слову "тептярь": это именно "таптар", по-русски "топчет". Есть еще слово "тип", повелительное наклонение глагола "типмак", по-русски "пинать", и персидское слово "тир" — "стрела".
Но эти корнесловные догадки не могут привести нас ни к какому дельному выводу. Мне кажется, что значения слова "тептярь" вернее искать в наречии черемисы или вотяков, и вероятно, тогда разыскания, ближе к цели направленные, укажут нам сходство идеи тептяря с идеей припущенника или беглеца.
Мне случалось видеть и расспрашивать в селениях, которые я проезжал. Тептяри-черемиса на вопросы мои отвечали мне много и нескладно. Но из всего того, что они мне объясняли, я мог понять, что "они сами себя зовут черемисой, а
потому, что живут здесь, а не на старых своих местах, и выходит, что они тептяри".
Объяснение это сделали мне черемисы, обитающие в Бирском уезде. Подобное черемисскому, объяснение слова "тептярь" сделали мне и тептяри-мухаммедане18.
Миллер говорит, что "тептярь" слово татарское и означает такого человека, который не в состоянии платить подушных денег19.
Рыбаков говорит, что "тептярь" значит по-татарски "бродяга", "человек слишком бедный, чтобы платить подати"20.
Учитель русско-тептярского училища в деревне Учалах Верхнеуральского уезда Гусев сообщил Рыбакову, что "тептярь" — слово башкирское, в переводе значит "хищник"21.
Как было сказано выше, слово это не находится ни на одном из тюркских наречий; следовательно, нет и в татарском, и в башкирском.
Существующая литература о тептярях не дает ничего для истолкования этого термина.
Судя по тому, что тептяри живут исключительно среди башкир, являются постоянными их соседями, как башкирские припущенники, состояли и в некоторой зависимости от них, с достоверностью можно полагать, что это название дано им башкирами, то и корень его надо искать в языке башкир22.
Так как в современном языке башкир этого слова в той форме не находится, то надо предполагать, что оно подверглось некоторому изменению или сильному искажению, что бывает у инородцев часто.
Известно, что тептяри, будучи пришельцами в Башкирии, селились на башкирской земле за известную плату, числились у башкир, как данники, по особым записям. В Белебеевском уезде тептяри мне рассказывали, что в прежнее время башкиры приезжали к ним в селения и по записям собирали деньги за пользование их землею, с не имевших денег брали хлебом.
Черемшанский в своем "Описании Оренбургской губернии" говорит, что тептяри в первый раз упоминаются в указе Правительствующего Сената 1734 г. (Полный Свод Законов. Т. IX, № 658) как сходцы, издавна поселившиеся на башкирских землях из найму или без найму, по записям, или без записей, но с платою особого тептярского оклада.
Поселенцев этих тогда же велено переписать, по объявлению их о себе, о детях, братьях и родственниках своих, кто с ними вместе, или порознь живут, и какой они веры, и давно ли кто откуда в башкирцы пришли и у кого из башкирцев в
вотчинных землях поселились. Опись эта должна была составить особую Тептярскую книгу23.
Имея в виду то обстоятельство, что поселившиеся на башкирской земле данники числились у башкир и отличались от прочих поселенцев лишь по особым записям, у татар и башкир есть заимствованное с персидского языка слово "дэфтэр" означающее запись24. Это административного значения слово от персов перешло в значении "тетрадь с регистром" или просто "регистр" также к арабам, к монголам в виде "дэбтэр" и к маньчжурам в виде "дэбтелинь". Я пришел к заключению, что название записи (дефтярь) перешло на записанных, то есть на самих данников. У инородцев подобные недоразумения бывают часто. Вот один пример: татары некоторых уездов Казанской губернии подать (земельный налог) и число ревизских душ называют "имана":
Одна душа — бер имана
пять душ — биш имана
платить подати — имана тулэргэ
собирать подать — имана жыярга
Слова "имана" подобно слову "тептярь" не находится ни в одном из тюркских наречий. Точно также было бы трудно определить его происхождение, если бы не было известно, что в прежнее время существовали особые именные списки, по которым собирали подати. Кто бы мог догадаться, что русское слово "имя" (во множественном числе "имена") татары заимство-вали в форме "имана" для обозначения поземельного налога и числа ревизских душ!
Что же касается до звукового различия слов "дефтярь" и "тептярь", то в большинстве тюркских наречий (в том числе татарском и башкирском) совсем нет звука "ф", его заменяет близкое по произношению звук "п".
Я просмотрел татарско- русские словари Лазарева, Насырова, Остроумова и Троянского, где не нашел ни одного татарского слова с буквою "ф". Есть только небольшое число слов, заим-ствованных из языков арабского и персидского; неграмотные люди и в них вместо "ф" употребляют "п".
Звуки же "д" и "т", так близкие по произношению, часто заменяют друг друга, а по особому свойству наречий казанско-татарского и башкирского начальное "д" весьма часто переходит в "т".
Сказанное может быть доказано рядом примеров из словарей Лазарева25, шейха Сулеймана Бухари36, Бургани-Катиг (Борпане Катыйг)27 и др. У астраханских ногаев слово
ние отвечали; "называют также и тептярями" (Типтэр дип тэ эйтэлэр инде).
Директор народных училищ Уфимской губернии И.И.Троицкий объяснил Рыбакову, что относительно признания за отдельные народности инородцев: башкир, мещеряков, тептярей и бобылей есть разногласие, которое состоит главным образом в том, что одни считают этих инородцев племенными особями, другие же относят их к различным сословиям. Последнее мнение поддерживают Уфимский Статистический Комитет и Крестьянское Присутствие. Это мнение считается более справедливым. Хотя прежде тот же Статистический комитет допускал псевдоплеменный термин башкиры, мещеряки, тептяри и прочие, но допускал это потому, что таковой термин легально существовал во время производства статистических переписей29.
Городской30 говорит, что название "тептярь" не присвоено каким-либо отдельным "народцам", а под этим именем до 1855 г.31 состояла смесь различных инородцев, как-то собственно татар, выходцев из Казани, и язычников черемис, вотяков и бобылей — выходцев Вятских32.
Черемшанский называет тептярей сбродом разнородных племен, или беглецами, которые, по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам, удалялись в Башкирию и селились на их общественных землях за известные оброки, как и другие припущенники и впоследствии совокупностью своею образовали отдельное сословие под именем тептярей33.
Рычков в своей "Оренбургской Топографии" тептярями называет разных иноверцев, которые прежде и после подушной переписи бежали в Башкирию из соседственных губерний и селились в ней целыми деревнями, и таким образом, тесно соединившись с башкирцами и состоя в некоторой зависимости от них, мало помалу омусульманились.
Из объяснений тептярей-черемис Небольсин понял, что "они сами себя зовут черемисой, а потому, что они живут здесь, а не на старых своих местах, и выходит, что они тептяри..."
Точно такое же объяснение давали Небольсину и тептяри мусульмане34.
Деление тептярей по национальностям
Известно, что все башкирские припущенники назывались тептярями, а в числе припущенников, кроме татар, были и другие инородцы. Например, мещеряки, черемисы, вотяки.
Мещеряки первые, на целое столетие раньше других, были освобождены от башкирской зависимости, а именно указом 11 февраля 1736 года им были пожалованы за неучастие в баш-кирском бунте в потомственное владение те земли, которые они занимали по оброку.
Другие инородцы (татары, черемисы, вотяки) несли тептярскую повинность до 1832 года, числятся в звании тептяря и до настоящего времени.
Небольсин говорит, что, кроме тептярей-мухаммедан, есть еще тептяри не мухаммедане, к ним относятся вотяки и черемисы3.
И по мнению Черемшанского к тептярям не мухаммеданам относятся вотяки и черемисы с немногочисленными семьями других местных племен36.
В 6 выпуске XI тома "Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии" есть указание на тептярей-черемис Сарапульского уезда Вятской губернии деревни Усакле, у которых имеется акт 1723 г., которым башкиры деревни Исенбаевой уступили землю.
Разделение тептярей по вероисповеданиям
Огромное большинство тептярей, как было уже сказано, в настоящее время исповедует ислам (мусульмане). В числе башкирских припущенников, кроме мусульман, было некоторое количество и других иноверцев — язычников черемис и вотяков, которые в официальных грамотах назывались не просто тептярями, а в отличие от тептярей мусульман — "тептяри-черемисы", "тептяри-вотяки".
Городской разделяет тептярей Пермской губернии на тептярей из татар и язычников: черемис и вотяков37.
Шиле разделяет их также на магометан и язычников3*.
Небольсин делит тептярей на мухаммедан и не мухаммедан, ко вторым, по его мнению, принадлежат вотяки и черемисы .
И Черемшанский, подобно предыдущему, разделяет тептярей на мухаммедан и не мухаммедан40.
Откуда тептяри переселились в Башкирию и какая была тому причина?
Все согласны в том, что тептяри переселились в Башкирию из бывшего ханства Казанского после его падения.
Причиною массового переселения инородцев в Башкирию служили во-первых религиозные стеснения и обращение их разными способами в православие, а во-вторых — обложение иноверцев непосильными налогами.
В "Хронологическом указателе материалов для истории инородцев Европейской России" Кеппена говорится, что тептяри — смесь черемисов с вотяками, чувашами и татарами, которые в XVI веке по падении Казанского царства, ушли к башкирцам (С.360).
Всеволжский в своем "Географическо-историческом словаре Российской Империи" говорит, что после разрушения царства Казанского царем Иваном Васильевичем, некоторое количество татар, черемис и чуваш, не желая подчиняться, из боязни, как бы не принудили их принять религию победителей, бежали к Уралу и там были приняты башкирами, впоследствии они сплотились и образовали союз, известный под именем "тептярей" (С.272).
Миллер41 считает тептярей бежавшими из бывшего Казанского ханства, после его падения.
Черемшанский42 и Городской43 считают тептярей выходцами из губерний Казанской и Вятской.
В "Справочной книжке (Адрес-календаре) Уфимской губернии на 1904 год" в статье "О башкирах" говорится, что с падением Казанского царства начинается приток инородческого и русского элемента в Башкирию и колонизация приуральских земель.
Инородцы, как например татары, черемисы, чуваши и вотяки бежали сюда из пределов завоеванного Казанского царства и селились на свободных башкирских землях, заключая с владельцами их разные условия и договоры об аренде и покупке земли. Некоторая часть этих инородцев, постепенным слиянием с коренными жителями — башкирами (вотчинниками) по языку и религии, образовали из себя впоследствии особую племенную разновидность, известную под именем "тептярей", а в гражданском отношении особую сословную группу так называемых "припущенников"44.
Георги, спутник Палласа, считает тептярей образовавшимися из беглецов, искавших убежища в горах после падения татар-
ского царства в Казани. Главная причина их эмиграции был страх, что русские принудят их принять свою религию45.
В этнографическом труде полковника Риттиха ("Материалы для этнографии России". Казань, 1870) мы читаем следующее: "В конце XVI и начале XVII столетий татары начали пересе-ляться на северо-восток... Причиною этому были последующие притеснения, которые терпели татары, когда наказ Иоанна Грозного забыли и, вместо мирного водворения христианства, начали разорять татарские мечети" (С.105)46.
О происхождении тептярей-мусульман и их отношении к тем или другим инородцам Волжско-Камского края.
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский.
В Уфе мне приходилось беседовать с переводчиком Магометанского духовного собрания М.И.Умитбаевым, на которого указали мне как на человека, сведущего о прошлом инородцев башкирского края.
По словам господина Умитбаева, в прежнее время между постройками тептярей очень часто встречались двухэтажные клети, верх чистый — для приема гостей в летнее время, а низ назначался для хранения хозяйственных принадлежностей. Подобных построек ни у башкир, ни у прочих инородцев этого края не замечается. Существование таких построек у тептярей, по мнению рассказчика, указывает на их принадлежность к торговой и более чистоплотной нации, чем другие их соседи.
Совершенно такие постройки (то есть двухэтажные клетки с таким же назначением) можно видеть и у казанских татар.
Занятия тептярей те же, что у соседей башкир, мещеряков и прочих татар, но тептяри обнаруживают в себе заметную склонность и способность к торговле. Почти все мусульманские торговцы в Башкирии являются тептярями.
О склонности тептярей-татар к торговле Шиле говорит, что взамен недостатка трудолюбия тептяри имеют заметную склонность к торговле, как к труду более легкому47.
Распространителями мусульманского просвещения среди башкирского народа, как прежде, так и теперь являются тептя-ри: они более склонны к учению, чем башкиры, от того и в настоящее время большая часть мусульманского духовенства среди башкир выбирается из тептярей.
Все обычаи тептярей одинаковы с обычаями казанских татар и часто разнятся от обычаев башкир.
У тептярей Верхнеуральского уезда (так говорит Рыбаков4*) до последнего времени справлялось празднество "Сабан-туе" (весенний праздник). Происхождение и само название этого праздника — казанско-татарское; ни у башкир, ни у прочих соседей тептярей этого уезда нет подобного обычая.
В Уфимской губернии я был в двух зеинах49 — башкирском и тептярском. Башкирский зеин был при деревне Кучербаеве Белебеевского уезда и имел чисто степной характер. Тут проис-ходили и скачка лошадей и борьба. Тептярский зеин происходил при деревне Дусметь Уфимского уезда и имел совершенное сходство с татарским зеином в Казанской губернии. Тут происходили и пляски, и музыка, песни и катанье на лошадях (на паре, тройке) с бубенчиками и колоколами.
Небольсин говорит, что "тептяри-мухаммедане ничем не разнятся от татар, а бывшие тептяри из черемис во всех отношениях сходствуют с обыкновенною черемисой"50.
И по мнению Черемшанского, тептяри-мухаммедане ничем не отличаются от татар51.
Обзор литературы о тептярях подтверждает, что тептяри-мусульмане суть выходцы из губерний Казанской и Вятской, то есть казанские татары.
Относительно расселения тептярей следует заметить, что, чем ближе башкирские земли лежат к губерниям Казанской и Вятской, тем больше поселилось в них тептярей, например в уездах Мензелинском, Бирском, Белебеевском и Уфимском. Наоборот — чем дальше лежат башкирские земли от Казани и Вятского края, тем находится в них тептярей меньше, например в уездах Бузулукском, Оренбургском и Троицком. А в самых отдаленных уездах Оренбургской губернии, например в Челябинском, тептярей совсем не оказывается.
Из помещенного в предисловии сего доклада письма известного татарского писателя Фахретдинова видно, что, по мнению некоторых, тептяри происходят от древних булгар, а иные утверждают, что это казанские татары, переселившиеся в Башкирию по взятии Иоанном Грозным Казани.
Небольсин в статье "О башкирах I кантона" (Осинского уезда) говорит, что "они считают себя переселенцами из древнего Булгара"53. По-моему, это ошибка, так как никто из башкир вотчинников не считает себя переселенцами из Булгара.
Небольсин, вероятно, смешал башкир вотчинников с тептярями из татар (называющими себя новыми башкирами), которые подобно казанским татарам действительно считают себя булга-рами.
Обозревая этнографическую литературу о тептярях, я нашел некоторые сведения о быте тептярей только у Шилеэ3. При сем для сравнения привожу некоторые места из его труда:
"Язык тептярей-татар — татарский; одежда также татарская. Тептяри-татары вообще любят пощеголять нарядом... они занимают друг у друга нарядное платье, когда идут в гости, нередко собирают для этого со всей деревни и нарядную сбрую для лошади. Отправляясь в гости, садятся в наполненный перинами и подушками экипаж... Несмотря на бедноту и ветхость дома, внутри дома у тептярей содержится опрятно. Даже в самой бедной избушке всегда бывает вымытый пол, выбеленная печка, чистый стол, нары и лавки. Зажиточные тептяри имеют две избы, одну называют горницей. В избе кругом стен нары, около стен развешаны полотенца с концами, вышитыми красной бумагой или даже шелком; на нарах положен ковер, а в углах расставлено несколько сундуков, на которых чуть не до потолка навалены перины и подушки. Сундуки часто очень хороши и довольно дороги, хотя внутри их большею частью бывают вещи совсем ничтожные. У задней стены в избе стоит шкаф с чайной посудой; иногда целая полка занята чайниками: невольно подумаешь, для чего такое множество чайников, но, когда присмотришься внимательнее, то окажется, что из них один, много два годны к употреблению, а другие — который без бока, который без носа, третий совсем без дна — но все они расставлены так тщательно, что издали кажется, что они целы. Та же самая история и с чайными чашками.
Подле печи на особо сделанном месте красуется самовар, чисто вычищенный, а у богатых даже два, а рядом с ним медный умывальник, в виде кувшина, и медный таз... Взамен не-достатка трудолюбия тептяри имеют заметную склонность к торговле, как к труду, более других легкому...'1
Совсем противоположное говорит Шиле о тептярях-язычниках: "они далеко не так опрятны, как тептяри-татары: в их избах сильное зловоние." От этой неопрятности, по его мнению, "зависит сильное развитие среди тептярей-язычников глазных болезней. Особенно же между женщинами под старость редко можно встретить с здоровыми глазами"... Он и башкир считает не так чистоплотными, как тептяри-татары.
Все то, что сказал Шиле о тептярях-татарах, можно видеть и у казанских татар (в губерниях Казанской и Вятской). О по-следних я сказал бы то же самое, что Шиле сказал о тептярях-мусульманах.
Обращаясь к названиям населенных мест Уфимской губернии (центра тептярского расселения), можно заметить следующее:
1) Значительная масса тептярских селений имеет совершенно одинаковые (старинные) названия с татарскими селениями Казанской и Вятской губернии, чего не замечается в других губерниях, где нет тептярей54.
Такое сходство названий указывает на близкое отношение тептярей-мусульман с Казанскими татарами.
Вот некоторые из таких названий:
Апасева (Мензелинский, Тетюшский, Казанский уезды);
Аты (Мензелинский, Казанский уезды);
Ашит (Мензелинский, Бирский, Казанский уезды);
Байряшева (Белебеевский, Тетюшский уезды);
Балтаева (Белебеевский, Тетюшский уезды);
Балтачева (Бирский, Белебеевский, Казанский, Тетюшский и Елабужский уезды);
Бекеева (Уфимский, Тетюшский уезды);
Бейкеева (Уфимский, Белебеевский и Сарапульский уезды);
Деушева (Бирский, Тетюшский уезды);
Ишеева (Стерлитамакский, Тетюшский, Мамадышский уез-ды);
Ишимова (Стерлитамакский, Тетюшский уезды);
Ишлы (Стерлитамакский, Тетюшский уезды);
Кабан (Мензелинский, Казанский уезды);
Камаева (Белебеевский, Елабужский уезды);
Карабаева (Бирский, Тетюшский уезды);
Кармышева (Белебеевский, Казанский и Цивильский уезды);
Курмашева (Уфимский, Мензелинский, Тетюшский уезды);
Клянчи (Мензелинский, Тетюшский, Свияжский уезды);
Клянчеева (Мензелинский, Тетюшский, Свияжский уезды);
Кляшева (Уфимский, Тетюшский уезды);
Сабаева (Белебеевский, Бирский, Мамадышский уезды);
Сейтяк (Бирский, Елабужский уезды);
Сейтякова (Бирский, Казанский, Елабужский уезды);
Тинкашева (Уфимский, Тетюшский уезды);
Тураева (Белебеевский, Тетюшский, Елабужский уезды);
Утякова (Стерлитамакский, Свияжский уезды).
Челны (Мензелинский, Тетюшский, Мамадышский уезды);
Шигай (Мензелинский, Белебеевский, Свияжский уезды).
2) Есть селения, названия которых прямо указывают на ка-занско-татарское происхождение своих основателей. Например Казанчи55, Казанчи старые, Казанчи новые (в переводе значит — "Казанский").
3) Часто встречаемые названия тептярских селений: Муллина (2 селения — Бирский, Белебеевский уезды); Мулловка (2 селения — Ставропольский, Самарский губернии);
Муллакаева (5 селений — Уфимский, Бирский, Стерлита-макский, Оренбургский, Орский уезды);
Мулдакаева (I селение — Троицкий уезд);
Мулла-Гулюмова (I селение — Стерлитамакский уезд);
Мулла-Муса (1 селение — Стерлитамакский уезд).
Указывают на то, что основатели этих селений явились в Башкирию с религиозно-просветительною целью, подобно тому, как в настоящее время у киргиз всякий грамотный татарин является муллою, отправляет духовные должности и учит ребят. Конечно, кроме татар казанских, никто из прочих инородцев (чуваш, черемис, вотяков и мордвы) не могли явиться в Башкирию с духовно-просветительною целью, то есть муллою.
4) Встречаются селения с названием "Байлар" (богатые, торговцы). Названия эти указывают на то, что основатели таких селений явились в Башкирию с торгово-промышленною целью. И это право принадлежит исключительно казанским татарам, так как другие инородцы (чуваши, черемисы, вотяки и др.) не обнаруживают в себе ни малейшей склонности к торговле.
Байляр Верхний (Мензелинский уезд); Байляр Подгорный (Мензелинский уезд); Байляр Старый (Мензелинский уезд); Байляр Новый (Мензелинский уезд); Горный Байляр (Мензелинский уезд); Ново-Байлярова (Бугульминский уезд)
5) Наконец, есть селения с названием Булгарского города "Буляр" (по казанско-татарскому произношению):36 3 селения в Мензелинском уезде, 1 селение в Белебеевском уезде.
Основатели этих селений без сомнения вышли из нынешней Казанской губернии и имели некоторое отношение к древним Булгарам.
Что же касается числа тептярей, то точных сведений о числе тептярей до сих пор не имеется, да очень трудно и добыть их.
Это объясняется тем, что сами тептяри, не уважая в отношении себя архаического названия "тептярь", называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами.
В официальных грамотах они перепутаны с башкирами и прочими татарами.
Можно полагать, что приблизительное число бывших тептя-рей в настоящее время не менее полумиллиона, а быть может и больше.
В Вятской губернии в 1871 году тептярей считалось 8,699 человек обоего пола,57 а по данным Первой всеобщей переписи 1897 г. считается уже 12,544 человек, а именно в двух ее уездах — Елабужском 7898 и Сарапульском 4646 душзН.
В Уфимской губернии, центре тептярского населения, число их показано общее с прочими мусульманами (башкирами и мещеряками), например:
По данным Первой всеобщей переписи 1897 г. магометан (татар, башкир, тептярей и мещеряков) числится 1,098,982 души, а по сведениям Губернского Статистического комитета их в 1902 году было уже 1,276,800 душ.
В Пермской губернии число тептярей показано тоже вместе с башкирами и мещеряками, например в 1870 году там было башкир, мещеряков и тептярей 70 тысяч, а общее число маго-метан 92,267 душ.
Еще в 1850 году тептярей в Оренбургской губернии было 246,753 души (в том числе тептярей-черемис 16 тысяч душ мужского пола и вотяков 9 тысяч душ мужского пола)59.
В "Энциклопедических Словарях" Павленкова и Южакова число тептярей показано 300 тысяч, по сочинению же имама в Ростове-на-Дону М.-В. Надеева, озаглавленному "Русиянен мофассаль жэгърафиясе" ("Подробная география России") T.IV (Казань, 1907) С.62, тептярей в настоящее время насчитывается около 128.000 человек.
Заключение
Из всего этого рассмотрения я пришел к следующему заключению:
Ведя особую запись своим припущенникам для обложения их оброком за пользование землей, башкиры называли их (в отличие от прочих соседей) по названию этой записи.
2) Числившиеся у башкир по таким записям их припущен-ники (тептяри) не составляют из себя особой народности, как их принято считать в официальных грамотах и в русской лите-ратуре, а суть особый разряд крестьян, находившихся в прежнее время в некоторой зависимости от башкир.
3) Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептяреи не находится .
4) Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.
5) Тептяри переселились в Башкирию из бывшего ханства Казанского, после его падения.
Причиною этого переселения служили, во-первых, религиозные стеснения и обращение иноверцев разными способами в православие, а во-вторых, обложение инородцев непосильными налогами.
Кроме того были случаи переселения мусульман в Башкирию с торговою и духовно-просветительской целью, на что указывают названия населенных мест.
6) Огромное большинство тептяреи в настоящее время составляют татары, религия, язык и обычаи которых, а также и названия населенных мест, доказывают, что они вышли из ны-нешних губерний Казанской и Вятской и имеют родственную связь с татарами этих губерний, то есть с казанскими татарами. Если последних считать потомками древних булгар, как они называют сами себя, то и тептяри-мусульмане, происшедшие от татар, имеют право называться булгарами; они занесли в Башкирию название булгарского города "Буляр"61.
Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XXIII, вып. 5. - Казань, 1908. - С.340-364.
Примечания
1. Доложено Общему Собранию 25 ноября 1907 года.
2. С.Г.Рыбаков состоит крестьянским начальником Забайкальской области. Краткие сообщения его о тептярях были напечатаны в "Записках Императорской Академии наук" в виде отдельной книги под заглавием "Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта".-СПБ. 1897.
В виду такого отзыва мусульманского писателя о сообщениях Рыбакова я познакомился с содержанием его книги обстоятельнее, и действительно, сообщения Г.Рыбакова о тептярях оказываются голослов-ными и неправдоподобными. Фахретдинов, проживая долгое время в центре тептярского населения и специально занимаясь изучением прошлого своих тюркских единоверцев (в Восточной России), не мог не заметить этих недостатков в книге Рыбакова. Сам Рыбаков, по-видимому, не знал ни языка, ни быта, ни обычаев тептярей. Кроме устаревших сообщений Георги (путешественника XVIII столетия) не пользовался никакими историческими материалами о тептярях.
3. Письмо это было написано 13 сентября 1903 г.
4. Видеть последних мне самому не приходилось.
5. "Описание всех в Российском Государств обитающих народов".-СПБ. 1776, С.67.
6. "Природа и люди" за 1878 г. № 3 (март, С.24).
7. Оренбургская топография.
8. Описание Оренбургской губернии.-Уфа 1859, С.165.
9. Вестник Географического Общества-1852, Кн.1, С.32.
10. СПБ. Ведомости.-1861, № 39.
11. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России.-СПб., 1861, С.360.
12. Географическо-исторический словарь Российской Империи. Т.Н.-Москвз, 1823.
13. Музыка и песни Уральских мусульман.-СПб., 1897, С.39.
14. Музыка и песни Уральских мусульман.-С.3S.
15. Небольсин за разъяснением этого слова обращался к башкирам, черемисам и к специальным знатокам тюркских наречий, и к Оренбургскому муфтию Абдул-Вахиту Сулейманову, но достоверных сведений ни от кого не получил.
16. Описание Оренбургской губернии.-С. 165.
17. Вестник Географического Общества.-1852. Кн.1, С.32-33.
18. Вестник Географического Общества.-1852. Кн.1, С.32-33.
19. "Описание всех в Российском Государстве обитающих народов".-СПБ., 1876, С.67.
20. "Музыка и песни Уральских мусульман".-С.39.
21. Там же. С.39.
22. Сами тептяри неохотно употребляют это слово в отношении себя, они называют себя "новыми башкирами". Слово "тептярь" по понятиям башкир и прочих мусульман башкирского края соответствует русским выражениям "податной, тяглый", нередко служит также и бранным словом между башкирами.
23. С. 166.
24. Полный русско-татарский словарь К.Насырова.-С51.
25. Турецко-татарско-русский, изданный в Москве в 1864 г.
26. Джагатайско-турецкий, изданный в Константинополе в 1877 г.
27. Персидско-турецкий, изданный в Константинополе в 1882 г.
28. При общем наделении землею башкирцев, мещеряков и тептярям отведено по 30 десятин на душу по 7-й ревизии (Черемшанский "Описание Оренбургской губернии".-С.168).
29. Рыбаков. "Музыка и песни Уральских мусульман".-С.40.
30. Автор статьи "Устройство быта тептярей Красноуфимского уезда Пермской губернии".
31. То есть ло последовавшего в 1855 году распоряжения о передаче тептярей Красноуфимского уезда в Башкирское ведомство.
32. Санкт-Петербургские ведомости. 1861, № 39.
33. "Описание Оренбургской губернии".-С.!65.
34. Вестник Географического Общества.-1852 Кн.1. С.33.
35. Вестник Географического Общества.-1852. Кн.1. С.32.
36. Описание Оренбургской губернии. С. 165-66.
37. Санкт-Петербургские ведомости,-1861, № 39.
38. "Природа и люди" за март месяц, 1878, С.24.
39. Вестник Географического Общества.-1852. 4.1. Кн.1. С.32.
40. "Описание Оренбургской губернии". С.165.
41. "Описание всех в Российском Государстве обитающих народов". С.67.
42. "Описание Оренбургской губернии". С.165.
43. Санкт-Петербургские ведомости.-1861, № 39.
44. Приложение к Уфимскому Адрес-Календарю на 1904 г. С.З.
45. "Музыка и песни Уральских мусульман" Рыбакова. С.38.
46. Указ царя Феодора Иоанновича (фактический Бориса Годунова) об истреблении татарских мечетей последовал в 1595 году (Рыбушкин, "Краткая история города Казани", предисловие — II).
47. "Природа и люди".-1879. № 3, С.27.
48. "Музыка и песни Уральских мусульман". С.39.
49. Летние увеселительные праздники.
50. Вестник Географического Общества. 1852. Кн.1, С.34.
51. "Описание Оренбургской губернии". С. 167.
52. Вестник Географического Общества. 1852. Кн.1.
53. "Природа и люди" за март месяц. 1879, С.24-30.
54. Это я проследил: а) по сборнику Статистических сведений по Уфимской губернии. T.VII, ч.II.-Уфа, 1901; б) по спискам мусульманских приходов, округа Оренбургского магометанского духовного собрания.
55. В Бирском уезде. Однако некоторые думают, что слово "казанчи" вовсе не значит "казанский", а изготовляющий или исправляющий "казаны", то есть котлы.
56. Булгарский город "Буляр" находился в нынешнем Чистопольском уезде Казанской губернии, на месте его ныне — русское селение пригород Билярск.
57. Памятная книжка Вятской губернии на 1873 г. (Издание Вятского Губернского Статистического Комитета).
58. Памятная книжка Вятской губернии — Календарь на 1904 г.
59. В то время нынешняя Уфимская губерния была в составе Оренбургской, а Самарская в том году (то есть в 1850 г.) отделилась.
60. В русской этнографической литературе сложилось ни на чем не-основанное мнение, что тептяри-мусульмане составляют смесь чуваш и прочих инородцев. Но все справки мои и расспросы по этому вопросу подтвердили, что в числе тептярей чуваш совсем не оказывается. Я проверил документально все чувашские селения Уфимской губернии и в числе их не нашел ни одного, где бы жили башкирские припущен-ники чуваши.
Впрочем во всей губернии есть два селения (одно татарское, другое черемисское) — Баймурзина в Белебеевском уезде и Кельтеева в Бирском уезде. В первом (как значится в "Сборнике статей сведений по Уфимской губернии". Т. VII, ч. II) проживают государственные крестьяне татары и припушенники чуваши. Во втором (как показано в том же списке) проживают башкирские припущенники черемисы и припущенники же чуваши. И это сомнительно.
Судя по тому, что некоторые чувашские селения Уфимской губернии (например, Мензелинский уезд) носят название "Бартас", можно полагать, что основатели этих селений (чуваши) в прежнее время были известны в Башкирии и под именем "буртас"ов. Существует весьма основательная гипотеза, что чуваши суть потомки древних буртасов, живших между булгарами и хазарами. В пользу этого предположения есть не мало данных. Однако есть и другое мнение, что буртасами назывались предки мордвы.
61. Задача тюркологов состоит теперь в том, чтобы происхождение тептярей было доказано и лингвистическим путем.